Турецкий хамам получил сегодня широкое распространение не только в мусульманских странах. Хаммамы (от арабского «хам» - «жарко», от турецкого «хам» - «ванна» (официальный сайт «Википедия»), как их называют на Востоке, представляют особый тип классической бани, который сохранился до наших дней и обязан своим происхождением римским термам. Испокон веков для мусульман посещение хаммама (по-турецки «хамам», не «хаман») было не просто гигиенической или оздоровительной процедурой, а целым культурным событием, ритуалом. Что это такое и в чем заключаются особенности такого типа бань, рассмотрим подробнее.
История возникновения
В эпоху существования Византии, в городе Пергаме (современная территория Турции) жил римский врачеватель Гален, который считал, что многие болезни поддаются излечению после посещения терм, тем самым активно привлекал византийцев следовать собственному примеру. Арабы, живущие на Аравийском полуострове благодаря торговым отношениям часто посещали Византию, вследствие чего постепенно переняли у местных жителей некоторые традиции, поэтому восточная баня – это родственница римской термы.
Задолго до принятия ислама в условиях жаркого климата обливание холодной водой у арабов было распространенным событием и излюбленным занятием (погружение же в емкости с водой считалось противоестественным). После завоевания арабами государств Леванта произошло их «знакомство» с горячим паром. А уже после принятия ислама широкое распространение получили восточные бани. Сам пророк Мухаммед подал пример, испытав на себе их чудодейственные свойства. Именно его одобрение позволило хаммамам войти в исламский мир и прочно в нем закрепиться.
Первые бани хамам построили халифы-бедуины, принадлежавшие правящей династии Омейданов (661-750 гг.). Будучи кочевниками, они строили хаммамы не в городах, а в пустынях. Один из старейших сохранился до наших дней и находится на берегу Мертвого моря в окружении живописного сада.
Постепенно вместе с распространением ислама турецкие бани стали появляться в Ираке, Средней Азии, Египте, Марокко, Ливии. Даже в Испании во время правления там арабского владыки перестраивались замки, дворцы и соборы в хаммамы.
Хаммам изнутри
Традиционно восточный хамам располагали неподалеку от мечетей, при этом таким образом, чтобы его не было видно простому обывателю. Обычно за посещение взималась небольшая , но в таком эквиваленте, чтобы даже для бедных слоев населения восточная баня была доступна. Примечательно, что зажиточные люди, имевшие собственные бани, считали своим долгом посещать и общественные в знак чистоты души и тела.
При строительстве турецких бань придерживались так называемого «принципа ладони». То есть, если посмотреть сверху на восточный хамам, можно отчетливо увидеть пять лучей - эйванов, исходящих от центра. Обогрев помещения осуществлялся за счет огромного котла с водой, а исходящий от него пар поступал через специальные отверстия в стене. Особый температурный режим, характерный для хамама (максимальная температура - 55 градусов) подходит для тех, кто не выносит жару.
Главная отличительная особенность хамама в архитектурном отношении – роскошное убранство. Стены отделываются разноцветной мозаикой, рисующей замысловатые восточные орнаменты, строятся фонтаны и огромные бассейны с водой разных температурных уровней. Хамам из мрамора обычно строится, а не из дерева, как это принято у нас.
Традиции, связанные с посещением хамама
Издавна для турков посещение хамама было связано с особыми процедурами, здесь можно было не только омыться, но и привести в порядок тело, оздоровиться. Хаммам – это сакральное место, где все друг перед другом равны: и бедные и богатые, и молодые и пожилые.
По сей день в некоторых турецких провинциях в восточных банях принято отмечать важные события из жизни. Например, появление у малыша первого зуба не обходится без празднования в хаммаме. Или же предсвадебный обряд омовения невесты под названием «джалим хамами», сопровождающийся музыкой и процессией родственников, обязательно свершается в бане. Невесту наряжают в специальный, подаренный ей женихом, костюм для обряда – войлочный жилет и шальвары, ведут в купальню, моют и парят, после усаживают на постамент в центре, водят хороводы по кругу со свечами в руках. По окончании песнопений незамужние девушки бросают в бассейн мелочь, чтобы рассчитывать на свое скорое и счастливое бракосочетание. Многие мусульмане считают своим долгом посещать хаммам при обрезании, помолвке, возвращении из армии, перед утренней службой, в качестве религиозных омовений.
Процедура омовения
Посещение хаммама обязательно сопровождалось пятью действиями:
• Разогрев тела;
• Массаж;
• Пилинг, депиляция;
• Намыливание;
• Смывание и отдых.
Ранее в восточной бане в помощь посетителям приставлялись телаки и цирюльники. И те, и другие выполняли сразу несколько функций: телаки продавали билеты, встречали гостей, делали массаж, устраняли беспорядки, консультировали, подавали кушания. В древности эта профессия была одной из наиболее уважаемых, телаков даже избавляли от необходимости платить налоги. Цирюльники в банях врачевали, стригли, продавали лекарства, делали массаж, мыли посетителей и следили за температурным режимом.
Турецкая баня хамам посещалась и мужчинами, и женщинами. Все начиналось с приветствия телака, который принимал одежду клиента и выдавал три полотенца: первое оборачивалось вокруг талии, во второе кутали плечи, а третьим обертывали голову. Категорически запрещалось оголение интимных мест на всеобщее обозрение (единственное исключение – это парилка), подобный поступок оскорблял чувства верующих и считался грехом. Поэтому телак следил за соблюдением этого правила и изгонял всякого его нарушившего. На ноги выдавалась деревянная обувь, защищающая ноги от ожогов, которые могли возникнуть при прикосновении к горячему полу, поскольку материал, из которого он выполняется – мрамор.
Клиент после получения необходимой амуниции проходил в харара, это турецкая парная, где требовалось снять два верхних полотенца и сидеть в окружении клубов горячего пара до тех пор, пока мышцы и суставы не приготовятся к массажу.
На горячем каменном восьмиугольном постаменте, предназначавшемся для турецкого массажа, располагался посетитель. Телак начинал совершать активные действия с его телом: поворачивал руки и ноги в суставах, вытягивал позвоночник, резко дергал голову, конечности, становился на плечи коленями, швырял тело из стороны в сторону, бил кулаком, сгибал таким образом, чтобы ноги доставали до темени. Такие пугающие интенсивные телодвижения при других обстоятельствах неминуемо привели бы к травмам. Но разгоряченное тело принимает подобную нагрузку иначе. К тому же, хамам – из мрамора, что способствует расслаблению организма. Резкие перепады ощущений клиента: от боли до наслаждения говорили о высоком профессионализме телака.
За массажем следовали депиляция, пилинг. Тут уже начиналась стихия цирюльника, который с клиентом уединялся в скрытой от посторонних глаз горячей нише хамама из мрамора. Издревле на Востоке считалось, что удаление волос с тела – необходимая гигиеническая процедура, которая призвана облегчить жизнь в жарком климате. Депиляцию производили в хамаме либо специальной пастой, содержащей растительные компоненты, либо простой бритвой. Помимо этого, задачей цирюльника было осуществлять пилинг – удаление мозолей и огрубевшей кожи с подошвы.
После наступает время намыливания: телак удаляет пот с кожи клиента путем омовения тела теплой водой, затем надевает жесткую рукавичку («кесе»), изготавливаемую из шерсти верблюда или конских волос. Начинается процесс натирания распаренного тела посетителя. Затем происходит удаление грязи, пота путем быстрого намыливания и многократное обливание водой из таза. К окончанию всех процедур телак выдает клиенту полотенце и сопровождает его в комнату для релакса («маслак»). Здесь уже можно выпить кофе, покурить, заняться чтением, обсудить последние новости и т.д.
Современный турецкий хамам мало что общего имеет по сравнению с древним: от прежнего обслуживания ничего не осталось. Все, что требуется клиенту можно приобрести уже на входе, а что-то предлагается бесплатно (для туристов, например). Однако до сих пор баня для восточного человека была и остается местом сакральным, прочно связанным с религией и способствующем очищению не только тела, но и души.